M13/40 (Carro armato M13/40) — итальянский средний танк времён Второй мировой войны. По массе относился к лёгким танкам, однако в ряде источников классифицируется, как средний. Разработан фирмой Fiat-Ansaldo в 1939—1940 годах. Стал самым массовым итальянским танком Второй мировой, за время серийного производства в 1940—1942 годах было произведено 799 машин. Активно использовался итальянскими войсками в 1940—1943 годах, а после капитуляции Италии небольшое количество машин использовались войсками Великобритании и Германии.
M11/39 — итальянский средний танк времён Второй мировой войны. По массе относился к лёгким танкам. Производился в 1939—1940 годах, общий выпуск составил около 100 единиц. Использовался в 1939—1942 годах в Северной Африке и на Восточном фронте. Несколько трофейных M11/39, захваченных в Северной Африке, использовались австралийскими войсками.
M11/39 являлся дальнейшим развитием английского танка викерс 6-тонный,
от которого он унаследовал конструкцию ходовой части. В отличие от
"викерса 6-тонного" основное вооружение машины было расположено в
лобовом листе корпуса, а спаренные 8-мм пулемёты монтировались в башне.
Это ничем не обоснованное своеобразное решение сводило боевую ценность
танка к нулю.
Т-20 «Комсомо́лец» — гусеничный полубронированный артиллерийский тягач. предназначался для буксировки артиллерийских систем. Выпускался в 1937—1941 гг. Всего было изготовлено 7780 тягачей.
Тягачи "Комсомолец" сыграли огромную роль в процессе моторизации
Красной Армии. В состав каждой стрелковой дивизии должно было входить
как минимум 60 тягачей этого типа, и военная промышленность не могла
удовлетворить этот огромный спрос. Поэтому на практике "Комсомольцами"
были укомплектованы только ударные части, а также подразделения
мотопехоты в составе стрелковыx частей. Тягачи Т-20 участвовали в боях
с Японией у озера Хасан в 1938м, а также у реки Халxин-Гол в 1939.
В 1939–1942 гг. на Челябинском тракторном заводе выпускался
артиллерийский тягач «Сталинец-2» (С-2). Его отличала полукапотная
компоновка: кабина была частично надвинута на двигатель –
четырехтактный дизель в 115 л. с. Он мог работать и на смеси автола с
бензином и керосином. Тягач весил 12,0 т и с прицепом развивал до 20
км/ч. Он применялся для буксировки многих типов тяжелых орудий.
Грузоподъемность бортовой платформы для расчета и боеприпасов – 1,5 т.
Всего изготовили 1275 тягачей.
«Ворошиловец» — тяжелый артиллерийский тягач. Разработка начата в 1935 году.
Конструкторы: компоновку вел Д. М. Иванов; моторную группу — П. Е.
Либенко и И.3. Ставцев; трансмиссию — В. М. Кричевский, С.3.
Сидельников и В. П. Каплин; ходовую часть — П. Г. Ефременко и А. И.
Автомонов; вспомогательное оборудование — И. В. Дудко и Ю. С. Миронов.
Разработка велась под руководством главного конструктора Н. Г. Зубарева
и его заместителя Д. Ф. Боброва.
Создан в 1931 году по заданию Главного артиллерийского управления РККА инженерами Харьковского паровозостроительного завода под руководством Б.Н. Воронкова
(ведущие конструкторы Д.М. Иванов и Д.Ф. Бобров). После существенной
доработки конструкции с использованием ходовой части и некоторых других
узлов и агрегатов среднего танка Т-24, в 1934 году началось серийное производство.
Всего за период с 1934 по 1940 год было изготовлено и поступило в войска 1798 машин. В 1940 году производство было прекращено в связи с появлением более совершенного и мощного артиллерийского тягача «Ворошиловец».
Перед Великой Отечественной войной значительная часть машин находилась на Дальнем Востоке, большое количество использовалось в промышленности.
К 1945 году
в действующей армии числились 568 тягачей марки «Коминтерн», которые
широко применялись для транспортировки всех типов полевой и гаубичной артиллерии.
«Коминтерн» по праву считался одним из лучших средних тягачей своего
времени, позволив заметно повысить тактическую и оперативную
подвижность артиллерийских частей.
M3 «Ли» (англ. M3 Lee) — американскийсредний танк периода Второй мировой войны. Был назван в честь генерала Гражданской войны в США Р. Э. Ли. Также широко известен под названием его модификации для британских войск, M3 «Грант» (англ. M3 Grant), названной в честь президента США У. С. Гранта. От советских танкистов получил прозвище «братская могила на семерых».
M3 был создан в 1940 году на основе неудачного танка M2 и производился серийно с июня 1941 по декабрь 1942 года.
Всего, в различных вариантах, было выпущено 6258 M3. Около 2/3
выпущенных M3 были переданы другим странам, почти исключительно Великобритании и СССР, по программе ленд-лиза. Кроме того, до появления в достаточных количествах более совершенного среднего танка M4 «Шерман», M3 был основным средним танком США. M3 активно использовался в боях в 1942—1943 годах, в основном в Северной Африке. К 1944 году он был почти повсеместно заменён в частях «Шерманом», но небольшое количество «Грантов» использовалось в 1944 году в Юго-Восточной Азии. На шасси M3 также в большом количестве выпускались САУ и другие специализированные машины.
M2 (англ. M2) — средний танк США периода Второй мировой войны.
Прямой предшественник танка М3 "Генерал Ли", но, в отличие от
последнего - с почти чисто пулеметным вооружением (37 мм малокалиберная
пушка в башне и 7 пулеметов винтовочного калибра в спонсонах и на
вертлюгах)
Carro Armato Pesante P26/40 — итальянский тяжёлый по национальной классификации (средний по массе — 26 т) танк периода Второй мировой войны.
Выпускался мелкой серией (не более 100 единиц) по заказу немецких
оккупационных войск в 1943 году, принимал ограниченное участие в боях
на стороне вермахта (как Panzerkampfwagen P40 737(i)), против англоамериканских войск.
В конце 1940 года командование итальянских бронетанковых войск
разработало технические условия для танка нового типа, который должен
был обладать более мощным вооружением и бронированием.
Несмотря на то, что работа над танком началась в 1940 году, первый
прототип был готов к испытаниям только в 1942 году. Такая задержка была
вызвана изменением вооружения, а также трудностями с поиском
подходящего двигателя. Первый прототип был вооружен 75-мм пушкой 75/18,
а второй — 75/32. четвертый прототип танка имел модифицированные корпус
и башню, в которой была установлена 75-мм пушка 75/34. Кроме того,
26-тонные танки P40 планировалось оснащать дизельными двигателями.
Пехотный танк, Модель 4, «Черчилль» (англ. Tank, Infantry Mk IV, Churchill) — пехотный танкармии Великобритании периода Второй мировой войны, тяжёлый по массе. Поставлялся в СССР по программе ленд-лиза.
Спроектирован в 1939—1940 годах, серийно производился с 1941 по 1945
год и стал одним из наиболее многочисленных британских танков Второй
мировой. Как и другие английские пехотные танки, «Черчилль» отличался
устаревшей конструкцией, слабым вооружением и очень низкой
подвижностью, но крайне толстая для своего времени броня (101 мм,
позднее доведена до 152 мм) позволила ему относительно успешно воевать
до самого 1945 года.
«Тигр II» (PzKpfw VI Ausf.B Tiger II) или «Королевский тигр» (нем. Königstiger) — немецкий тяжёлый танк заключительного периода Второй мировой войны. Производился серийно с марта 1944 года и до конца войны. Всего выпущено 489 танков. Один из мощнейших танков Второй мировой войны и последний тяжёлый танк нацистской Германии. Благодаря очень мощной 88-мм пушке, был способен эффективно поражать огнем любые танки Антигитлеровской Коалиции. Толстые листы брони,
расположенные под большими углами наклона, обеспечивали танку весьма
высокую защиту от большинства противотанковых средств того времени.
Вместе с тем, высокий вес и недостаточная мощность двигателя
обуславливали невысокие ходовые качества и общую низкую надежность
«Тигра II».
PzKpfw VI «Tiger I», «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, разработанный в 1941—1942 годах фирмой «Хеншель» под руководством Эрвина Адерса. В ведомственной сквозной классификации бронетехники нацистской Германии также обозначался как SdKfz 181. Впервые танки «Тигр I» пошли в бой в августе 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться со сражения на Курской Дуге, использовались Вермахтом и войсками СС
вплоть до окончания Второй мировой войны. На момент создания машина
являлась сильнейшей по вооружению и бронированию среди всех танков
мира; такое положение сохранялось как минимум до ноября 1943 года. Изначально танк назывался PzKpfw VI Ausf. H «Tiger», но после принятия на вооружение одноимённого нового тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf. B
в название добавили римскую цифру «I» для отличия от более поздней
машины, которая в свою очередь именовалась как «Тигр II». Хотя в
конструкцию танка вносились небольшие изменения, модификация танка была
всего лишь одна; обозначения машин раннего и позднего выпуска PzKpfw VI Ausf. H и PzKpfw VI Ausf. E были введены сугубо в административно-учётных целях. В советских документах танк «Тигр» обозначался как T-6 или T-VI. Благодаря отсутствию в 1943 году у стран антигитлеровской коалиции став одной из самых известных бронированных машин Третьего рейха.
достаточного количества средств борьбы с тяжёлыми танками, «Тигр I»
оказал шокирующее влияние на войска СССР, США и Великобритании, став одной из самых известных бронированных машин Третьего рейха.
Mauser G98 (Маузер 98) — немецкая винтовка, созданная в 1898 году фирмой «Маузер». Винтовка Маузер 98 была на вооружении германской армии вплоть до конца Второй мировой войны и получила репутацию простого и надёжного оружия. Такие особенности винтовки, как высокая прочность ствольной коробки и узла запирания в целом, простота крепления ствола (он вворачивается в ствольную коробку), совместимость диаметра донца патрона 7.92 мм Маузер со многими другими патронами (.30—06, .308 Винчестер, .243 Винчестер и т. д.) сделали маузеры крайне популярными в качестве базы для охотничьего и спортивного оружия.
Зауэр модель 38H (нем. Sauer 38H) Пистолет Sauer 38H был разработан в Германии перед Второй мировой войной как оружие для полиции и граждан, но в годы войны использовался офицерами вермахта и СС. И по внешнему виду, и по конструкции он похож на Walther РРК, но около спускового крючка есть кнопка, при нажатии на которую курок снимался с боевого взвода.