Эта разработка была начата после захвата Смоленска немцами 16 июля 1941 года, что привело к угрозе захвата Москвы и вынужденной эвакуации завода, производившего двигатели А.Микулина АМ-38 за Урал. Появился риск нехватки этих моторов. Однако, с мая 1942 года в Перми развернулось производство мотора М-82 мощностью 1676 лс. Этот мотор был доступен в количествах, достаточных для того, чтобы подвигнуть ОКБ Ильюшина к разработке варианта Ил-2 под новый двигатель.
Мотор М-82 устанавливался несколько ниже и без бронирования, так как имел воздушное охлаждение и, следовательно, был менее уязвим к огню противника. Вместе с тем было бронировано место воздушного стрелка с пулеметом УБТ. Самолет имел новый винт с коническим коком и увеличенные до 724 литров топливные баки.
По своим характеристикам Ил-4 незначительно уступал исходному Ил-2, но к тому времени стало ясно, что перебоев с моторами АМ-38 не будет. Проект был прекращен, а обозначение Ил-4 перешло к дальнему бомбардировщику ДБ-3Ф.
Ту-2, также известный как АНТ-58 и 103, название по классификации НАТО Bat — двухдвигательный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик (дневной высокоскоростной бомбардировщик/фронтовой бомбардировщик) времён Второй мировой войны.
Ар-2 — советский двухмоторный пикирующий бомбардировщик цельнометаллической конструкции. Разработан в ЦАГИ на базе бомбардировщика СБ под руководством А. А. Архангельского. Первый полет опытный СБ-РК совершил в 1939 году. На самолёте были установлены два двигателя М-105Р.
АНТ-40 (СБ) — скоростной фронтовой бомбардировщик.
Самый массовый серийный самолёт разработки КБ А. Н. Туполева. 7 октября
1934 года лётчик-испытатель К. К. Попов поднимает в первый полёт АНТ
−40 . Головной серийный самолёт СБ был выпущен весной 1936 года. За
годы серийной постройки СБ неоднократно модернизировался. Всего до
момента прекращения серийного выпуска в 1941 году было выпущено 6831 самолётов различных модификаций.
Первоначально задуманный как скоростной разведчик, опытный самолет
Як-22 был оснащен двумя двигателями М-103 и совершил первый полет 22
февраля 1939 г. Двухместный свободнонесущий низкоплан с деревянным
крылом и фюзеляжем смешанной конструкции, он имел убирающееся шасси с
хвостовым колесом и двухкилевое хвостовое оперение.
В феврале 1939 г. на московском
Центральном аэродроме им. Фрунзе появился красивый двухмоторный
двухкилевой моноплан. Красно-белая окраска и стремительные формы
невольно привлекали к нему внимание. Опытному глазу было ясно, что
самолет может показать очень высокие летные качества. Даже не зная
марки машины, никто не сомневался в том, что она спроектирована в ОКБ
А.С.Яковлева - молодого, но довольно известного в то время
авиаконструктора. Он был, вероятно, первым из советских конструкторов,
обеспечившим узнаваемость своих опытных машин. Отлично отделанные,
тщательно окрашенные и отполированные до блеска, все они несли на рулях
направления фирменные бело-красные полосы.
У-2 — многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. У-2 разрабатывался для первоначального обучения лётчиков и обладал хорошими пилотажными качествами. Первый полёт был выполнен 7 января 1928 года под управлением М. М. Громова.
Су-2 (ББ-1) — советский бомбардировщик времён Великой Отечественной войны конструкции Сухого. 25 августа 1937 года М. Громов впервые поднял в воздух бомбардировщик ближнего действия конструкции П. Сухого. В 1939 году на нём установили мотор М-88Б мощностью в 1000 л.с. и 10 реактивных снарядов РС-82. Этот самолёт, названный Су-2 (или ББ-1 — ближний бомбардировщик), с 1940 года
выпускался серийно. Позднее на Су-2 был установлен мотор М-82 мощностью
в 1400 л.с., с ним скорость самолёта достигала 486 км/час. Производство
Су-2 было прекращено в начале 1942 года.
Пе-8 (другие обозначения ТБ-7 и АНТ-42) — советский четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик дальнего действия (иногда классифицируется, как стратегический) периода Второй мировой войны.
В течение всей Великой Отечественной войны Пе-8 являлся единственным
современным отечественным бомбардировщиком своего класса, имевшимся в
распоряжении ВВС СССР. Использовался в основном для стратегических
бомбардировок тылов противника (в частности, Пе-8 бомбили Берлин и Кёнигсберг).
Пе-2 (Пешка) (по классификацииНАТО: Buck) — советский пикирующий бомбардировщик Второй мировой войны. Самый массовый фронтовой бомбардировщик производства СССР. В ВВС Финляндии получил неофициальное прозвище Pekka-Eemeli. 31-й бомбардировочный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков,
оснащённый Пе-2 (командир полка полковник Фёдор Иванович Добыш), стал
первой бомбардировочной Гвардейской авиачастью в ВВС РККА СССР. Звание
было присвоено полку за действия на Ленинградском фронте в
ноябре-декабре 1941 года в период оборонительной операции и
контрнаступления советских войск под Тихвином.
ЛаГГ-3 — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВСРККА перед и во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика,
производился в 1941—1944 гг. Один из трёх истребителей нового
поколения, принятых на вооружение перед самой войной (Другие два — МиГ-3 и Як-1).
Название расшифровывается по фамилиям конструкторов: Лавочкин, Горбунов, Гудков.
Положительные качества: мощное вооружение на первых сериях, высокая
живучесть, минимальное использование стратегических материалов —
основной материал сосна и фанера пропитаная смолой — дельта-древесина, доступность технологии изготовления.
Недостатки: слабый двигатель и вследствие этого плохая
тяговооружённость, недоработки конструкции из-за рекордно коротких
сроков разработки. После замены двигателя на звездообразный двигатель воздушного охлаждения АШ-82 послужил основой для семейства истребителей Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7.
МиГ-3 — советский высотный истребитель времён Второй мировой войны. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича (ОКБ-155) — одномоторный, одноместный, высотный истребитель-перехватчикПВО с мотором А. А. Микулина АМ-35А взлетной мощностью 1350 лс ВВСРККАСССР времён Великой Отечественной войны. В МиГ-3 недостатки МиГ-1
были в основном изжиты, но некоторые его отрицательные свойства
преодолеть не удалось. Велика была посадочная скорость, не менее 144
км/ч, недостаточная на небольших высотах маневренность, велик радиус
виража, но на высоте более 6 тыс. м он был по маневренности лучше
других истребителей. Время виража 26 — 27 с. Несмотря на значительный
взлётный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли несколько
превышала 500 км/час, на высоте 7 тыс. м достигала 640 км/час. Это была
тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолетах.
Можно отметить, что ремонтные качества МиГ-3 были исключительные.
Хорошо была обеспечена взаимозаменяемость. Из двух-трех поломанных
самолетов легко было собрать один целый. На момент принятия на
вооружение МиГ-3 был одним из лучших перехватчиков мира.
Работа по эскизному проектированию самолета И-200 началась 25 ноября 1939 г. Так как он предназначался для использования в качестве скоростного истребителя, особое внимание было уделено выбору наилучших аэродинамических форм и обеспечению чистоты отделки внешних поверхностей, что в сочетании с мощным мотором должно было обеспечить довольно высокие летные характеристики: максимальную скорость 670 км/ч на высоте 7000 м; набор высоты 5000 м за 4,6 мин, 7000 м за 6,8 мин; дальность полёта 784 км. В перегрузочном варианте с бомбами самолет можно было применять как штурмовик, а с подвесными баками — как истребитель сопровождения.
Пе-3 — советский двухмоторный тяжелый истребитель цельнометаллической конструкции. Разработан в ОКБ-29 на базе пикирующего бомбардировщика Пе-2 под руководством В. М. Петлякова.
Первый полет совершил в августе 1941 года. От бомбардировщика отличался
отсутствием нижней люковой стрелковой установки и тормозных решеток.
Ил-10 — штурмовик заключительного периода Великой Отечественной войны конструкции КБ Ильюшина. Создан в 1944 году путём глубокой модернизации самолёта Ил-2, боевые действия начал 16 апреля 1945.
Серийное производство Ил-10 было организовано на трёх авиазаводах: №1, №18 и №64. Серийное производство продолжалось пять лет. Всего выпущено 4600 боевых Ил-10 и 280 учебно-тренировочных УИл-10.
В 1951 году основываясь на боевом опыте, приобретенном в ходе
Корейской войны, было решено возобновить производство улучшенной
модификации штурмовика Ильюшина, получившей обозначение Ил-10М. Первый
полёт Ил-10М состоялся 2 июля 1951 года. От своего предшественника
Ил-10М отличался незначительно увеличенными длиной фюзеляжа и размахом
крыла, большей площадью управляемых поверхностей, наличием киля в
хвостовой части фюзеляжа, и более тонким профилем крыла для улучшения
пилотажных качеств машины. Бронирование сохранено как у Ил-10,
установлено новое лобовое бронестекло К-5 толщиной 64 мм. В консолях крыла установили четыре более совершенные пушки НР-23.
Масса полезной нагрузки – как у предшественника. Установлено более
совершенное навигационное оборудование. Общее число выпущенных Ил-10М
составило 146 штук. С января 1955 года прекращено производство, а с
весны 1956 года Ил-10М снят с вооружения в связи со сменой приоритетов в пользу истребителей-бомбардировщиков.
С конца декабря 1951 года по 1955 год Ил-10 производился по лицензии на заводе «Авиа» в Соковице (Чехословакия) под наименованием В-33.
В 1953-54 годах чешские штурмовики поставлялись в Польшу, Венгрию,
Румынию и Болгарию. В-33 были вооружены четырьмя пушками НС-23РМ с
боекомплектом 150 патронов на ствол. Всего в Чехословакии построено
1200 самолётов В-33.