Под новый патрон в ОКБ—16 была создана пушка НС—23 (Нудельман-Суранов). Наземные государственные испытания НС—23 закончились 4 мая 1944 г., а 7 июня 1944 г. были завершены и летные испытания на Як—9.
45-мм пушка ОКБ—16 (позже получившая индекс НС— 45) была создана с сохранением габаритных размеров НС—37. Вес пушки составлял 150—153 кг. Темп стрельбы 260—280 выcтр./мин. Питание пушки ленточное.
Пушка ВЯ-23 (Волков-Ярцев — советская авиационная пушка калибра 23мм) была создана в 1940 году как средство борьбы с защищёнными наземными целями специально для создававшегося тогда же штурмовика Ил-2. Ее прототип назывался ТКБ-201. Ввиду отсутствия готового Ила, первые испытания пушка прошла на закупленном в Германии истребителе-бомбардировщике Мессершмит-110. Испытания на Ил-2 были проведены в 1941, после этого пушка была принята на вооружение советских ВВС под именем ВЯ-23, всего их было произведено 64655 штук.
ШВАК (Шпитальный — Владимиров авиационный крупнокалиберный) — первый советский крупнокалиберный авиационный пулемёт. Был принят на вооружение под названием 12,7-мм авиационный пулемёт системы Шпитального и Владимирова.
УБ (Универсальный Березина) — 12,7 мм авиационный пулемет оружейника М. Е. Березина. Выпускался на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах в 1940-е гг. Всего выпущено: в 1941 г. - 6300, в 1943 г. - 43690, в 1944 г. - 38340, в 1945 г. - 42952.
Задание на проектирование и постройку бронированного штурмовика Су-8 с двумя моторами М-71 или М-90 было дано П.О.Сухому в мае 1942 г. Конструктор учел все замечания, поступавшие с фронтов по самолетам аналогичного назначения. Боевые действия первых лет Великой Отечественной показали, что для обеспечения успеха наступательных операций наземных войск, действовавших на больших удалениях от своих аэродромов, а также для штурмовки коммуникаций противника в его оперативном тылу необходимо создание самолета с увеличенной дальностью и скоростью полета и усиленным вооружением. Конструкторское бюро передало всю техническую документацию и чертежи к производству уже 20 сентября, то есть на создание проекта ушло всего 4 месяца.
Проектирование и строительство преподавателями и студентами вуза целой серии скоростных самолетов самого различного назначения — факт в истории авиации исключительный. “По размаху авиационной мысли, смелости в решении поставленных проблем, по культуре качества строящихся самолетов конструкторы ХАИ вправе претендовать на первое место в Советском Союзе” — так писал в сентябре 1934 года журнал “Самолет”.
Всего машин этого типа различных модификаций выпустили около 7000. В 1930 году Р-5 единственный смог выполнить все условия международного конкурса в Тегеране, обойдя французские, английские и голландские машины. Он служил в советских ВВС до Великой Отечественной войны.
Туполев ТБ-3 (также известный как АНТ-6) — тяжёлый бомбардировщик, использовавшийся ВВС СССР в 1930-е годы и во время Второй мировой войны. В СССР часто называли его первым в мире четырёхдвигательным цельнометаллическим самолётом со свободнонесущим крылом, хотя это совсем не так. Например, гигантский пассажирский четырёхмоторный авиалайнер Junkers G.38 взлетел на год раньше (первый полёт ТБ-3 22.12.1930). Несмотря на устарелость самолёта, и то, что он был официально снят со службы в бомбардировочных (но не военно-транспортных) частях в 1939 году, ТБ-3 использовался как тяжёлый бомбардировщик и транспортный самолёт большую часть Второй мировой войны. Также использовался для перемещения лёгких танков. Всего построено 818 экземпляров.
ЕР-2 (ДБ-240) — дальний бомбардировщик, двухмоторный моноплан с крылом типа «обратная чайка». Самолет спроектирован в ОКБ-240 под руководством В. Г. Ермолаева. Бомбардировщик стал развитием пассажирского самолета «Сталь-7», сконструированного в НИИ ГВФ авиаконструктором Р. Л. Бартини Опытный ДБ-240 впервые поднялся в воздух 14 мая 1940 года. Серийное производство начато в октябре 1940 года. Ер-2 выпускался на заводах № 18 в Воронеже и № 125 (39) в Иркутске. Производство было прервано в сентябре 1941 и возобновлено в 1944 году. Всего было построено 462 экземпляра.