Четверг, 28.03.2024, 22:03 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Лёгкие танки [39]
К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя
Средние танки [35]
К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника
Тяжелые танки [16]
К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов
Самоходные арт-установки [64]
боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси. В широком смысле слова все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ
Системы залпового огня [4]
один из типов ракетных артиллерийских систем. Предназначена для поражения любых групповых целей на дальних подступах
Колёсная и гусеничная техника [34]
боевые и военные бронированные машины на колёсном и гусеничном шасси, а также военные машины созданные на их базе или предназначенные для их обслуживания и мотоциклы
Буксируемая артиллерия [71]
один из трёх старейших родов войск, основная ударная сила сухопутных войск современных Вооружённых Сил
Техника обеспечения [9]
колесные машины автомобильных парков вооруженных сил. К ним относят: колесные машины боевого назначения; колесные машины тылового, транспортного и специально-технического обеспечения (например, тягачи); колесные машины многоцелевого назначения; прицепы и полуприцепы.
Миномёты [9]
орудие, предназначенное для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений, стрельбы с закрытых позиций (контрбатарейная стрельба) по аналогично расположенным огневым средствам артиллерии противника, отличающееся наличием плиты, передающей импульс отдачи в землю.
Случайная статья
Т-38
Т-38
Ваше мнение
Какие статьи Вам наиболее интересны:
Всего ответов: 745
Статистика

Счетчик PR-CY.Rank


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Сухопутные войска » Буксируемая артиллерия

М-10

СТЗ-5 со 152-мм гаубицей М-10


   В соответствии с Системой артиллерийского вооружения на 1933–1937 гг. предусматривалось создать и принять на вооружение новую 152-мм гаубицу с дальностью стрельбы 14–15 км, небольшой массой и высокой скорострельностью. Орудие, удовлетворяющее этим требованиям, было разработано КБ под руководством Ф.Ф. Петрова и кардинально отличалось от аналогичных образцов устаревшей концепции. Благодаря раздвижным станинам был расширен угол горизонтальной наводки, а за счет использования подрессоренных колес сильно выросла скорость транспортировки гаубицы.

   В соответствии с Системой артиллерийского вооружения на 1933–1937 гг. предусматривалось создать и принять на вооружение корпусных артполков новую 152-мм гаубицу с дальностью стрельбы 14–15 км. Вес системы в боевом и походном положениях не должен был превышать 4,5 и 6,5 т соответственно, а скорострельность должна была составлять 3 выстрела в минуту. Группе конструкторов во главе с Ф.Ф. Петровым удалось создать гаубицу, которая по своим характеристикам полностью соответствовала тактико-техническим требованиям, а по ряду показателей даже превосходила их.

   Новая гаубица, получившая название «152-мм гаубица обр. 1938 г.», радикально отличалась от состоявших в то время на вооружении Красной Армии 152-мм гаубиц обр. 1909/30 гг. и обр. 1910/37 гг. Прежде всего, она имела новый лафет с двумя раздвижными станинами. Благодаря этому угол горизонтального обстрела был увеличен с 5–6° до 50°. Конструкция лафета позволила также увеличить и углы вертикального обстрела. Наличие в ходовой части гаубицы подрессоривания и колес с резиновыми шинами позволило повысить скорость транспортирования гаубицы с 6–7 км/ч до 35 км/ч, что могло значительно повысить мобильность корпусных артиллерийских полков, вооруженных этой гаубицей.

   Гаубица имела ствол с очень хорошими баллистическими характеристиками. Для стрельбы из гаубицы использовались выстрелы раздельного заряжания с осколочным, осколочно-фугасным и бетонобойным снарядом. При стрельбе осколочно-фугасным снарядом весом 40 кг с начальной скоростью 508 м/с дальность стрельбы составляла 12390 м, то есть почти в полтора раза больше, чем у гаубиц обр. 1909/30 гг. и 1910/37 гг.

   Однако в предвоенные годы это хорошее по своей конструкции орудие не удалось как следует освоить в производстве (была выпущена лишь небольшая партия этих гаубиц) из-за сложившегося у руководителей ГАУ мнения, что для дивизионной артиллерии оно слишком тяжело и маломаневренно, а для корпусной артиллерии недостаточна его мощность. В начальный период войны гаубица также не выпускалась из-за отсутствия потребности, а когда Красная Армия перешла к наступательным действиям и для разрушения оборонительных рубежей противника потребовались гаубицы калибром 152 мм, за счет наложения ствола 152-мм гаубицы обр. 1938 г. на лафет 122-мм гаубицы М-30 была создана знаменитая 152-мм гаубица обр. 1943 г. Д-1. Интересно, что вес новой гаубицы в боевом положении оказался всего на 500 кг меньше, чем у М-10, а дальность стрельбы и вес снарядов у обоих гаубиц одинаковы.
  
Модификации
   Помимо стандартного буксируемого варианта, в 1940—1941 годах под названием 152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг. (М-10Т) выпускалась модификация орудия, предназначенная для установки в башню тяжёлого танка КВ-2. От базовой конструкции ствольной группы М-10 это орудие отличалось меньшей длиной ствола, более слабой баллистикой с целью уменьшения отдачи и длины отката, а также рядом других изменений. По своим характеристикам орудие М-10Т фактически уже не было гаубицей, поскольку его угол возвышения не превышал 18°.

   Также в единственном экземпляре был построен опытный вариант гаубицы М-10 с картузным заряжанием. Его заводские испытания прошли в 1939 году, но дальнейшего развития эти работы не получили.

Боевое применение
   На 1 июня 1941 года 152-мм гаубиц обр. 1938 г. имелось, по разным источникам, 1128 или 1058 шт. С первых же дней Великой Отечественной войны это орудие вступило в бой. Гаубица использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям  и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. Большой угол горизонтальной наводки и достаточно мощная баллистика позволяли орудию успешно бороться с танками. Однако в ходе летних боёв 1941 года гаубицы М-10 понесли большие потери (в западных военных округах перед войной было 773 таких орудия, практически все они были потеряны) и в том же году их серийное производство было прекращено. Уцелевшие М-10 использовались в течение всей войны.
  
Оценка проекта
   На момент принятия на вооружение орудие М-10 было современным образцом, отвечающим всем предъявляемым РККА требованиям к тяжёлым гаубицам. При сравнении с зарубежными аналогами М-10 как минимум не уступает лучшим мировым образцам. Для сравнения, наиболее массовая немецкая 150-мм тяжёлая полевая гаубица s.F.H.18  имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м, превосходя М-10 почти на километр; но одновременно была на тонну тяжелее (походная масса 5510 кг), что сильно ограничивало её подвижность. Обладающую отличными характеристиками (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном положении 3500 кг) более совершенную гаубицу s.F.H.36 немцам в крупносерийное производство запустить не удалось. Чехословацкая 150-мм гаубица K4 (немецкое название s.F.H.37[t]) имела дальность стрельбы 15 750 м и массу 5730 кг, существенно превосходя М-10 по дальности стрельбы, но при этом сильно уступая в мобильности (это орудие ближе к мощным гаубицам-пушкам). То же самое можно сказать про 149-мм итальянскую гаубицу фирмы «Ансальдо» (14 250 м, 5500 кг) и американскую 155-мм гаубицу M1 (14 600 м, 5800 кг). Французские  155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 г. уступали М-10 как по дальности стрельбы (11 200 м), так и по массе (4300 кг), и к началу Второй мировой войны явно устарели, как и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса, созданные в 1915 году. Сравнение с более поздней 152-мм гаубицей Д-1  показывает, что оба орудия имели свои преимущества и недостатки — при одинаковой баллистике Д-1 была на тонну легче, но имела на 15° меньший угол горизонтальной наводки, а также была снабжена дульным тормозом, сильно демаскирующим орудие при стрельбе.

   Тем не менее, в 1941 году, после начала войны, серийное производство М-10 было прекращено. Обычно причинами этого называется следующее:

    * Большая масса гаубицы М-10, которая затрудняла её использование в дивизионной артиллерии;
    * Сложившееся к 1941 году мнение, что для корпусной артиллерии мощность М-10 недостаточна;
    * Неотлаженный технологический процесс выпуска М-10 и её трудное освоение в войсках;
    * Отсутствие надобности в таком орудии при оборонительных боях 1941 года.

   Однако эти аргументы уязвимы для критики. Безусловно, для дивизионного орудия М-10 была тяжела, но летом 1941 года все 152-мм гаубицы были исключены из дивизионной и корпусной артиллерии. Ссылки на недостаточную мощность М-10 также не очень убедительны — принятая на вооружение в 1943 году гаубица Д-1  имела аналогичную с М-10 баллистику, и её мощность для корпусной артиллерии считалась вполне достаточной. Более того, в корпусной артиллерии состояли и существенно менее мощные орудия — например, 107-мм пушки обр. 1910/30 гг.. К 1941 году М-10 уже почти два года выпускалась крупной серией и, соответственно, была отлажена в производстве. В обороне тяжёлые гаубицы вполне могут использоваться для контрбатарейной стрельбы, постановки заградительного огня, огневой мощи М-10 даже при стрельбе осколочно-фугасными снарядами или шрапнелью «на удар» (не говоря уже о бетонобойных снарядах) было достаточно против любого образца бронетехники вермахта в 1941 году. Также надо учитывать, что в 1941 году РККА не вставала в глухую оборону, а при каждом удобном случае пыталась перейти в наступление либо контратаковать.

   Известный российский военный историк М. Свирин предлагает следующие причины снятия этого орудия с производства:

    * дефицит мощных тягачей, способных эффективно осуществлять буксировку М-10;
    * высокая металлоёмкость и сложность в производстве лафета;
    * сложность ремонта и обслуживания орудия;
    * занятость заводов № 9 и 172 мобилизационными заданиями по массовому производству других орудий — гаубиц М-30 и гаубиц-пушек МЛ-20, потеря завода № 352; в результате М-10 стало негде выпускать.

   Также стоит отметить, что после исключения летом 1941 года 152-мм гаубиц из состава дивизионной артиллерии и упразднения корпусной артиллерии (вместе с корпусами) М-10 фактически потеряла назначение. Тяжёлые орудия в тот период концентрировались в частях РВГК, где уже находилась гаубица-пушка МЛ-20, с которой М-10 конкурировать не могла. Однако в 1943 году, с формированием корпусной артиллерии, вновь возникла потребность в 152-мм гаубицах, которую пришлось удовлетворять разворачиванием производства нового орудия — гаубицы Д-1, представляющей собой «гибрид» ствольной группы М-10 и лафета М-30. Однако производство Д-1 началось лишь в конце 1943 года и носило мелкосерийный характер — за 1943—1944 годы было произведено всего 342 орудия. В результате корпусная артиллерия РККА столкнулась с острым дефицитом орудий, который пришлось удовлетворять (да и то далеко не полностью) в основном за счёт 107-мм пушек обр. 1910/30 гг., существенно менее мощных чем Д-1 и М-10. Учитывая это, прекращение производства М-10 стоит признать в целом негативным обстоятельством для Красной армии, хотя освободившиеся производственные мощности после сворачивания её выпуска внесли большой вклад в оснащение дивизионной артиллерии РККА современной отличной гаубицей М-30.
  
Масса в боевом положении, кг: 4100
Масса в походном положении, кг: 4550
Калибр, мм: 152
Начальная скорость снаряда, м/с: 508
Угол возвышения: от -1° до 65°
Угол горизонтального обстрела: 50°
Скорострельность,  выстр/мин: 3–4
Скорость транспортировки,  км/ч: до 35
Дальность стрельбы, м: до 12390
Вес осколочно-фугасного снаряда, кг: 40
Высота линии огня, мм: 1300
Длина ствола, мм/клб: 3700/24,3
Длина канала ствола, мм/клб: 3527/23,1
Клиренс, мм: 305
Расчёт, чел.: 10
Экземпляры, шт: 1522
Категория: Буксируемая артиллерия | Добавил: Weapons-of-War (23.07.2010)
Просмотров: 5505 | Теги: М-10, гаубица, Советский, 152мм | Рейтинг: 5.0/1 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Фугасный огнемёт ФОГ-2
Средний танк Т-28
Американский лёгкий бомбардировщик Douglas B-18 Bolo
7.62мм винтовка Мосина-Нагана, образца 1891 года
Советская 100-мм полевая пушка БС-3 обр.1944г.
7.92мм противотанковое ружье PzB-38
Средний танк М3
Американский истребитель Curtiss P-36 Hawk
Американский тяжелый бомбардировщик Consolidated B-32 Dominator
Немецкий одноместный одномоторный поршневой истребитель Focke Wulf Fw.190 Wurger

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
Электронная Книга Памяти Украины Cкачать бесплатно книги, журналы, документальные фильмы о ВМФ война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
mk (35)
37мм (32)
1945 (29)
9мм (29)
pistole (28)
20мм (25)
Т-34 (23)
PaK (19)
Carro (18)
ил-2 (18)
45мм (16)
Armato (16)
Pzkpfw (16)
як-3 (16)
m3 (14)
Як (14)
СУ (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
ЯК3 (10)
ИС (9)
M1 (8)
Pz (8)
ил 2 (8)
май (8)
30мм (7)
Panzer (7)
M2 (6)
PzB (6)
Steyr (6)
ил (6)
PzB-39 (5)
StuG (5)
ИС-2 (5)
ИСУ (5)
т34 (5)
1910 (4)
23мм (4)
Berlin (4)
Gewehr (4)
III (4)
M11/39 (4)
mas (4)
Mk.IV (4)
mp (4)
P-35 (4)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2024