Вторник, 19.03.2024, 10:24 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Лёгкие танки [39]
К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя
Средние танки [35]
К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника
Тяжелые танки [16]
К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов
Самоходные арт-установки [64]
боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси. В широком смысле слова все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ
Системы залпового огня [4]
один из типов ракетных артиллерийских систем. Предназначена для поражения любых групповых целей на дальних подступах
Колёсная и гусеничная техника [34]
боевые и военные бронированные машины на колёсном и гусеничном шасси, а также военные машины созданные на их базе или предназначенные для их обслуживания и мотоциклы
Буксируемая артиллерия [71]
один из трёх старейших родов войск, основная ударная сила сухопутных войск современных Вооружённых Сил
Техника обеспечения [9]
колесные машины автомобильных парков вооруженных сил. К ним относят: колесные машины боевого назначения; колесные машины тылового, транспортного и специально-технического обеспечения (например, тягачи); колесные машины многоцелевого назначения; прицепы и полуприцепы.
Миномёты [9]
орудие, предназначенное для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений, стрельбы с закрытых позиций (контрбатарейная стрельба) по аналогично расположенным огневым средствам артиллерии противника, отличающееся наличием плиты, передающей импульс отдачи в землю.
Случайная статья
CВТ-38/СВТ-40
CВТ-38/СВТ-40
Ваше мнение
Оценка сайта
Всего ответов: 448
Статистика

Счетчик PR-CY.Rank


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Сухопутные войска » Самоходные арт-установки

Grille

Sturmpanzer38(t)-Ausf.H

Sturmpanzer38(t)-Ausf.M

Sd.Kfz. 138/1 Ausf. H «Grille»
   На проходившем в Берлине 6 марта 1942 г. совещании представители завода ВММ предложили, помимо самоходных противотанковых пушек, разработать ряд других установок на базе танка 38 (t), в том числе САУ, вооружённую полевым орудием 15 cm sIG 33 (Schweres Infateriegeschutz 33). Буксируемый вариант этого орудия весил 1700 кг и выпускался в больших количествах, пушка предназначалась для непосредственной поддержки пехотных подразделений; за счёт большого максимального угла возвышения, 75°, орудие могло вести огонь с закрытых позиций и выполнять те же задачи, что и гаубицы. 30-кг снаряды пушки 15 cm sIG 33 обладали большей разрушительной силой.

   Стадия разработки и изготовления прототипа 150-мм САУ на базе шасси танка Pz.Kpfw. 38 (t) началась в марте 1942 г. В работах принимала участие фирма Alkett. Серийное производство самоходок началось год спустя, в феврале 1943 г.

   Адаптация танкового шасси под самоходную установку 150-мм пушки шла тем же путем, что и переоборудование шасси под истребитель танков Sd.Kfz. 138 (Marder III), но боевое отделение САУ имело гораздо большие размеры.

   Буксируемый вариант орудия был доработан под установку в боевое отделение: для упрощения обслуживания люлька скреплялась со стволом хомутом.

   Если внешний вид моторного отделения при переоборудовании танков 38 (t) в 150-мм САУ изменений не претерпевал, то лобовой лист с шаровой пулемётной установкой стрелка-радиста и смотровым прибором механика-водителя демонтировался. Таким образом, установка Sd.Kfz. 138/1 стала первой модификацией шасси танка 38 (t), лишённой тяжёлого пулемёта ZB vz.37, вместо него машины вооружались ручными пулемётами немецкой конструкции. Вместо старого лобового бронелиста под углом 17° устанавливался лист из катаной брони толщиной 25 мм и высотой 150 см: бронелист также служил щитом для орудия. В его нижнем правом углу имелась литая деталь, закрывающая смотровую щель механика-водителя, в середине — вырез под орудийный ствол и в левом верхнем углу — отверстие под перископ. Место радиста перенесли в открытое сверху боевое отделение, при необходимости радист выполнял обязанности второго заряжающего.

   К лобовому 25-мм бронелисту крепилась угловая броня, в правом листе имелась боковая смотровая щель механика-водителя, левый был монолитным. Платформа, к которой крепилась рубка, имела ширину большую, чем ширина корпуса, к бортам которого приваривались горизонтальные металлические площадки толщиной 10 мм. Борта рубки образованы слегка наклоненными внутрь трапециевидными бронелистами, над моторным отделением монтировались ещё два трапециевидных бронелиста.

   В кормовой части открытой сверху рубки имелась двустворчатая бронированная дверца. Экипаж САУ из четырёх человек получил круговую защиту от огня стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. В непогоду рубка сверху затягивалась брезентом, брезент крепился к металлическим дугам и бортам рубки. Как и на истребителях танков, ствол пушки САУ крепился в походном положении Н-образным опорой-фиксатором, а казенник — хомутом.

   Масса САУ, получившей обозначение «15 cm sIG 33 (Sfl.) auf Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. H» или более короткое — Sd.Kfz. 138/1, не превышала 10800 кг. Величина вполне сравнимая с массой истребителя танков. Проходимость установки была удовлетворительной.

   Для постройки прототипа САУ Sd.Kfz. 138/1 использовалось шасси Ausf. H № 1767. Номера шасси остальных 89 самоходок следующие: 1950–1967, 1970–2015 и 2076–2100. Самоходно-артиллерийская установка получила кодовое имя «Dietmar». Первые 25 машин завод отгрузил заказчику в феврале 1943 г., за ними последовало 40 САУ в марте и 25 — в апреле 1943 г. В апреле были также изготовлены 27 установок на базе шасси варианта Ausf. H: в апреле–июне завод изготовил ещё 110 машин 9-й серии. В июне выпуск САУ был приостановлен и возобновился только через четыре месяца, в ноябре 1943 г., когда завод ВММ передал заказчику 10 машин; их планировалось строить как самоходки 10-й серии Ausf. M с моторным отделением в средней части корпуса и установленной в корме рубкой, но, в конечном итоге, их достроили по проекту Sd.Kfz. 138/1. Ещё десять самоходок построили вместо зенитных установок Flakpanzer 38 (t). Эти машины выпускались параллельно с производством САУ, а количество заказанных ЗСУ уже в процессе выполнения программы снизили на 10 штук.

Sd.Kfz.138/1 Ausf. M «Grille»
   После перевода производства истребителей танков на выпуск машин модификации Ausf. M было решено выпускать самоходные пушки 15 cm sIG также на базе Ausf. M.

   Выпуск САУ завод ВММ начал в конце 1943 г., к этому времени в производстве истребителей танков Sd.Kfz. 138 Ausf. M уже широко применялась сварка, которую внедрили и в технологический цикл сборки самоходных пушек. В отличие от вариантов САУ и истребителей танков модели Ausf. H, которые сильно отличались друг от друга, машины на базе шасси Ausf. M были практически идентичны. САУ и истребитель танков модификаций Ausf. M незначительно отличались друг от друга формой бронелистов рубки, орудиями и лафетами для пушек; компоновки и толщины брони обеих машин — идентичны.

   Как и на всех других самоходных установках, ствол пушки САУ в походном положении закреплялся откидным фиксатором, а казенная часть — хомутом. Брезентовый тент над открытым верхом рубки укреплялся на четырех штырях, смонтированных по углам боевого отделения, от провисания тент предохраняла металлическая арка, смонтированная в средней части рубки. Аналогичные приспособления для натяжения тента имел и истребитель танков Sd.Kfz. 138 Ausf. M.

   Прототип САУ Sd.KFz. 138/1 Ausf. M был готов в ноябре 1943 г., до конца года удалось собрать ещё 14 установок данной модели. Всего было заказано 118 САУ, получивших, как и предшествующий вариант Sd.Kfz. 138/1, кодовое наименование «Schwerin». Оставшиеся 114 машин были доставлены в Оломоуц для установки вооружения в январе–мае 1944 г. Самоходки поступали на вооружение панцергренадерских полков различных дивизий. Самоходно-артиллерийская установка Sd.Kfz. 138/1 Ausf. M получила наименование «Grille» («сверчок») одновременно с присвоением имени «Marder» истребителю танков.

   Из-за малого возимого боезапаса САУ (20 выстрелов раздельного заряжения) была необходимость иметь в составе батарей бронированные транспортировщики боеприпасов. Амбразура под пушку в лобовом листе рубки транспортера боеприпасов закрывалась бронезаслонкой, в нижней части бронезаслонка крепилась к рубке на петлях, в верхней — хомутами. С января по май 1944 г. завод в Праге изготовил 93 транспортера боеприпасов Sd.Kfz. 138/1 Mun Ausf. M . Машины получили кодовый номер «311» вместо традиционного кодового наименования.

   Самоходно-артиллерийские установки «Grille» оставались в серийном производстве вместе с истребителями танков «Hetzer» до самого конца воины.

Боевое применение
   Тяжелые пехотные пушки на самоходном бронированном шасси в период кампании во Франции имелись на вооружении шести немецких танковых дивизий. Но только с поступлением в войска 200 новых самоходок Sd.Kfz. 138/1, удалось увеличить огневую мощь пехотных подразделений танковых дивизий, причем усиление огневой мощи произошло не столько за счет количества, сколько за счет качества. В соответствии со штатным расписанием танковых и панцергренадерских дивизий 1943–45 г.г. каждое соединение имело всего по 12 самоходных пехотных пушек. Они не входили в состав дивизионной артиллерии, вооруженной САУ и буксируемыми орудиями, подразделения самоходных пехотных пушек придавались непосредственно панцергренадерским полкам в качестве машин огневой поддержки. И механизированные полки на бронетранспортерах, и моторизованные полки на грузовых автомобилях имели в своем составе по шесть самоходных пушек (организационно пушки сводились в 9-ю роту). Такая организация являлась теорией чистой воды, так как 200 установок Sd.Kfz. 138/1 не могли обеспечить потребности всех танковых и панцергренадерских дивизий.

   По 12 самоходок получили 1-я, 2-я, 4-я, 5-я, 16-я, 17-я, 24-я, 26-я танковые, 3-я и 29-я панцергренадирские дивизии вермахта, панцергренадеские дивизии «Великая Германия» и «Фильдхернхалле», танковые дивизии СС «Адольф Гитлер», «Дас Рейх» и «Мертвая голова». Оставшиеся машины использовались для подготовке экипажей и в резервных частях.

   Вышеперечисленные дивизии действовали, главным образом, на Восточном фронте или в Италии. Самоходные установки Sd.Kfz. 138/1 хорошо зарекомендовали себя в боевой обстановке, но из-за потерь в тяжелых боях их количество уменьшалось. Желание восполнить потери привело к заказу в ноябре 1943 г. небольшой партии машин Sd.Kfz. 138/1 из десяти штук. Партию изготовили в начале 1944 г., машины поступили на вооружение рот четырех танковых дивизий: «Мертвой головы», 2-й, 4-й и 17-й.

   К этому времени уже проходила испытания усовершенствованная самоходная установка с двигателем. Решением проблемы стало введение в состав батарей трех орудийного состава четвертая машина, лишенная орудия предназначенной для перевозки боеприпасов. Транспортеры боеприпасов выпускались параллельно с изготовлением самоходных пушек. С января по май 1944 г. завод ВММ построил 93 таких машины. С заводом был также заключен контракт на поставку вооружения для 40 последних транспортеров, изготовленных в мае: таким образом, в случае необходимости эти машины можно было в полевых условиях переоборудовать в «нормальные» самоходки, вооруженные 150-мм орудиями.

   Согласно германским источникам на март 1945 в войсках числилось 173 самоходки «Grille», однако не уточнялось, сколько среди них собственно самоходных пушек и сколько — транспортеров боеприпасов. Последние 13 самоходок поступили на вооружение трех танковых дивизий в апреля 1945 г.: по три машины получили 18-я и 20-я дивизии, семь — 25-я. Согласно данным чехословацкой армии в октябре 1948 г. на территории страны находилось 13 транспортеров боеприпасов из последней партии, которые, при необходимости, можно было конверсировать в самоходные пушки.

Тактико-технические характеристики G.W.38 für s.I.G.33/2 (Sf.):
Классификация: самоходная гаубица
Боевая масса, т: 11,5
Компоновочная схема: моторное, трансмиссионное отделения и отделение управления спереди, боевое в рубке сзади
Экипаж, чел.: 5
История
Годы производства: 1943—1944
Годы эксплуатации: 1943—1945
Количество выпущенных, шт.: 282
Размеры
Длина корпуса, мм: 4835
Ширина корпуса, мм: 2150
Высота, мм: 2400
Клиренс, мм: 400
Бронирование
Тип брони: стальная катаная, поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 10 / 67°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 15 / 15°
Борт корпуса (верх), мм/град.: 10 / 15°
Борт корпуса (низ), мм/град.: 15 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град.: 10 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град.: 10 / 41°
Днище, мм: 10
Крыша корпуса, мм: 8
Лоб рубки, мм/град.: 10 / 9°
Борт рубки, мм/град.: 10 / 16°
Корма рубки, мм/град.: 10 / 17°
Крыша рубки, мм/град.: открытая
Вооружение
Калибр и марка пушки: 150-мм s.I.G.33/2
Тип пушки: гаубица
Длина ствола, калибров: 12
Боекомплект пушки: 15
Углы ВН, град.: −3…+72
Углы ГН, град.: ±5
Дальность стрельбы, км: 4,7
Подвижность
Тип двигателя: рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 150
Скорость по шоссе, км/ч: 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20
Запас хода по шоссе, км: 185
Запас хода по пересечённой местности, км: 140
Удельная мощность, л. с./т: 13,0
Тип подвески: сблокированная попарно, на листовых рессорах
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,75
Преодолеваемый подъём, град.: 30
Преодолеваемая стенка, м: 0,85
Преодолеваемый ров, м: 1,9
Преодолеваемый брод, м: 0,9






Литература:
   1. «Panzer 38 (t) и машины на его базе», часть 2, Военно-техническая серия.— Киров.: Кировское общество любителей военной техники и моделизма.
   2. «Panzer 38 (t) и машины на его базе», часть 3, Военно-техническая серия.— Киров.: Кировское общество любителей военной техники и моделизма.

Категория: Самоходные арт-установки | Добавил: Weapons-of-War (30.10.2009)
Просмотров: 7644 | Теги: 15cm, немецкая, гаубица, Штурмпанцер, Sturmpanzer, 150мм, САУ, артиллерийская, самоходная, Grille | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Тяжёлый танк PzKpfw VI "Tiger I"
Арт-тягач `Коминтерн`
Советская 45-мм зенитная пушка 49-К обр.1939г.
Транспортно-курьерский самолёт Як-6
Советская самоходная гаубица СГ-122
Французский лёгкий танк Renault AMC 35 (ACG1)
Немецкое 150-мм тяжёлое пехотное орудие sIG.33
Французский лёгкий танк сопровождения FCM 36
Советская 76.2-мм полковая пушка обр.1927г.
Американский тяжелый бомбардировщик Consolidated B-24 Liberator

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
Электронная Книга Памяти Украины Cкачать бесплатно книги, журналы, документальные фильмы о ВМФ война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
mk (35)
37мм (32)
1945 (29)
9мм (29)
pistole (28)
20мм (25)
Т-34 (23)
PaK (19)
Carro (18)
ил-2 (18)
45мм (16)
Armato (16)
Pzkpfw (16)
як-3 (16)
m3 (14)
Як (14)
СУ (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
ЯК3 (10)
ИС (9)
M1 (8)
Pz (8)
ил 2 (8)
май (8)
30мм (7)
Panzer (7)
M2 (6)
PzB (6)
Steyr (6)
ил (6)
PzB-39 (5)
StuG (5)
ИС-2 (5)
ИСУ (5)
т34 (5)
1910 (4)
23мм (4)
Berlin (4)
Gewehr (4)
III (4)
M11/39 (4)
mas (4)
Mk.IV (4)
mp (4)
P-35 (4)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2024