Пятница, 19.04.2024, 07:17 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Лёгкие танки [39]
К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя
Средние танки [35]
К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника
Тяжелые танки [16]
К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов
Самоходные арт-установки [64]
боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси. В широком смысле слова все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ
Системы залпового огня [4]
один из типов ракетных артиллерийских систем. Предназначена для поражения любых групповых целей на дальних подступах
Колёсная и гусеничная техника [34]
боевые и военные бронированные машины на колёсном и гусеничном шасси, а также военные машины созданные на их базе или предназначенные для их обслуживания и мотоциклы
Буксируемая артиллерия [71]
один из трёх старейших родов войск, основная ударная сила сухопутных войск современных Вооружённых Сил
Техника обеспечения [9]
колесные машины автомобильных парков вооруженных сил. К ним относят: колесные машины боевого назначения; колесные машины тылового, транспортного и специально-технического обеспечения (например, тягачи); колесные машины многоцелевого назначения; прицепы и полуприцепы.
Миномёты [9]
орудие, предназначенное для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений, стрельбы с закрытых позиций (контрбатарейная стрельба) по аналогично расположенным огневым средствам артиллерии противника, отличающееся наличием плиты, передающей импульс отдачи в землю.
Случайная статья
Т-24
Т-24
Ваше мнение
Лучший пистолет-пулемёт Второй мировой войны
Всего ответов: 1301
Статистика

Счетчик PR-CY.Rank


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Сухопутные войска » Колёсная и гусеничная техника

БА-10



   Едва было развернуто серийное производство БА-6, как в конструкторском бюро по спецпроизводству Ижорского завода (КБС ИЗ) начались работы над его модифицированным вариантом, получившем обозначение БА-6м (модернизированный). Руководителями проекта был начальник КБС Григорьев и его заместитель инженер Ильичев.

   База от грузового автомобиля ГАЗ-ААА, за не имением ничего лучшего, сохранялась, но с внесением целого ряда значительных доработок. Основные мероприятия были направлены на уменьшение массы машины. Раму шасси укоротили в средней части на 200 мм и на 400 мм в задней, соответственно на 290 мм уменьшили длину карданного вала. Передняя часть машины была усилена за счет установки новых рессор и двух гидравлических амортизаторов от автомобиля ГАЗ М-1, которые крепились к лонжеронам рамы. Также на переднюю ось были установлены дополнительные ребра жесткости. Для большего удобства работы водителя угол наклона рулевой колонки изменили с 39 до 29.

   Вместо 40-сильного двигателя был установлен более мощный ГАЗ М-1 (50 л.с.), но без бензиновой помпы и масляного воздухоочистителя карбюратора. Запуск двигателя мог производится как от обычного стартера, так и с помощью дополнительного шестерёнчатого приспособления, специального сконструированного на случай разрядки аккумулятора. В целях уменьшения лобовой проекции радиатор срезали по высоте на 33 мм, придав капоту более заостренную форму.

   Трансмиссия бронеавтомобиля включала карданный вал, 3-ходовую коробку передач со скользящими зубчатками и демультипликатор. Как и БА-6 новая машина унаследовала довольно спорное улучшение – помимо основного бензобака на 42 литра, размещенного за двигателем, слева в верхней части корпуса разместили дополнительный бак на 52 литра. При слабом бронировании подобная установка топливных баков была крайне опасна для экипажа, но об этом всерьёз задумаются лишь после войны в Испании и Монголии.

   Корпус БА-6м, как и ранее, собирался из катаных броневых листов толщиной от 4 до 10 мм при помощи сварки, после чего он крепился к раме шасси на 8 точках. Система охлаждения осталась такой же как и на БА-6. В передней и бортовой части капота были выполнены жалюзи, управляемые рычагами с места водителя, а также специальный лоток спереди. Для доступа к двигателю был предусмотрен откидной верхний лист, в котором имелось отверстие с броневой крышкой для заливки воды в радиатор, и два люка в бортах.

   Для БА-6М была разработана новая башня конической формы, с углом наклона стенок 10, двумя смотровыми щелями со стеклами типа "Триплекс” по бортам и двумя револьверными отверстиями. В задней части башни был сделан люк для установки и демонтажа пушки с револьверным отверстием в центре. В люке на крыше башни располагались отверстия для перископического прицела ПТ-1, флажковой сигнализации и вентилирования боевого отсека. Вооружение бронеавтомобиля не изменилось и по-прежнему состояло из одной 45-мм пушки 20К обр.1934 года и одного 7,62-мм пулемета ДТ в спаренной установке облегченного типа, а также одного пулемета ДТ справа в лобовом листе корпуса. Боекомплект для пушки включал 50 снарядов, 30 из которых размещались в "веерной” установке в башне, а остальные и в корпусе. Для пулеметов имелся общий боезапас из 50 дисков (3150 патронов) – 20 находилось в боевом отделении, 15 в отделении управления справа от пулеметчика и 5 в башне.

   Ящики ЗИП (для пушки, пулемета и прицела), домкрат, огнетушитель и шанцевый инструмент располагались внутри корпуса. На задних крыльях разместили цепи "Оверолл”, которые крепились винтами с барашками к кронштейнам на корпусе.

   Экипаж БА-6м состоял из четырех человек. Посадка в машину осуществлялась через двери в бортах и люк в башне.

   Опытный образец БА-6м был собран осенью 1936 и после заводской обкатки предъявлен заказчику. Приказом начальника АБТУ №0107 от 29 декабря для проведения войсковых испытаний была создана комиссия под председательством начальника Ленинградских бронетанковых курсов П.Бубина. В период с 11 января по 17 марта 1937 прототип БА-6м прошел 1875 км по гудрированному шоссе, 1794 по щебенчатому и 538 км по проселку. Итоги проведенных испытаний оказались для БА-6м неутешительными – при незначительном улучшении боевых качеств мощность двигателя М-1 всё же являлась недостаточной, что сказалось на динамических характеристиках. Кроме того, износостойкость шин ГК оказалась ниже требуемой , так как за время испытаний было 4 случая их проседания после пробега 1700-2000 км.

   Для устранения наиболее существенных недостатков требовалось повысить мощность силовой установки до 90-100 л.с. или снизить массу бронеавтомобиля. Также предлагалось разработать наружную укладку инструмента, доработать сидения для экипажа и крепление задних крыльев.

   Параллельно был создан вариант бронеавтомобиля, вооруженный одним пулеметом ДК калибра 12,7-мм, установленным в башне вместо спаренной пушечно-пулеметной установки. Эта машина получила обозначение БА-9 и проходила испытания весной 1937 года, после чего был получено разрешение на серийный выпуск. Однако из-за отсутствия крупнокалиберных пулеметов, производство БА-9 развернуто не было.

   Тем временем, в апреле 1937 года, Главный военный совет РККА принял решение о начале производства БА-6м на Ижорском заводе под обозначением БА-10. Серийные машины, сохранив большинство конструктивных особенностей опытного образца, имели ряд отличий.

- специальной планкой укреплялась передняя поперечина рамы шасси;
- электропроводка была убрана внутрь корпуса в специальные бронированные шланги;
- индукционная катушка, распределительные и запальные свечи помещались в экранированной латунной коробке;
- корпус собирался из 3-10 мм бронелистов и крепился к раме на 6 основных и 2 вспомогательных кронштейнах;
- люки и двери имели внутренние секторные петли и отбортовки для защиты от попадания внутрь корпуса свинцовых брызг;
- для лучшего охлаждения в верхнем откидном листе над двигателем был сделан лючок на двух внутренних петлях;
- изменено размещение топливных баков – теперь два 59-литровых бака размещались под крышей корпуса за местом водителя и пулеметчика;
- боекомплект уменьшили до 49 снарядов и 2079 патронов (33 диска);
- шанцевый инструмент крепился на бортах корпуса;
- в отделении управления размещена радиостанция 71-ТК-1 "Шакал” со штыревой антенной.

   Согласно плану на 1937 год Ижорскому заводу предстояло изготовить 60 серийных машин, однако к 1 октября было готово всего 8 корпусов и 3 башни. Задержка выпуска была связана с предсерийной подготовкой предприятия и внесения в конструкцию БА-10 многочисленных изменений.

   Первый образец бронеавтомобиля, переименованного к этому времени в БА-10А, собрали в январе 1938 года, до конца месяца сдав ещё 11 единиц, затем 14 в феврале и 22 в марте. Весной один из серийных БА-10А отправили на полигон НИБТ, где машина подверглась многочисленным тестам. Как и в случае с опытным БА-10, после пробега 5000 км, результаты получились неутешительными. Если по вооружению БА-10А ещё отвечал требованиям РККА, то отношении остальных параметров бронеавтомобиль оставлял желать лучшего. В отчете комиссии полигона была записано следующее:

"1. Передняя ось, усиленная накладками, слаба.
2. Нормальный демультипликатор является слабым агрегатом в трансмиссии бронеавтомобиля.
3. Резина «ГК» при движении броневика выходит из строя в зимних условиях через 1000-1100 км.
4. Бензобаки размещены так, что они мешают свободно сообщаться с боевым отделением водителю и такое размещение не дает гарантии в случае пожара внутри машины от взрыва. Необходимо бензобаки из машины удалить, размещая на задних грязевых крыльях или сзади бронеавтомобиля, защищая бак броней от пулевых попаданий.
5. Обзорность через смотровые щели низка. При пользовании ими в течение 5-10 минут при скорости 25- 30 км/ч сильно утомляется зрение.
6. Запоры дверец необходимо сделать более удобными.
7. Высота отделения управления позволяет свободно размещаться только водителю и радисту среднего роста до 170 см, у водителей выше среднего роста порядка 175 см голова при прямой посадке на сиденье подходит почти к са¬мому потолку. Поэтому возможны ушибы головы при тряске бронеавтомобиля.
8. Сиденья водителя и радиста жестки и не дают возможности правильной и удобной посадки. У водителей после длительных пробегов появляются боль в ягодичной области и задних поверхностях бедер.
9. Из пулемета курсового вести огонь во время движения невозможно из-за малого расстояния между спинкой бензобака и плечевым упором пулемета (150 мм). Кроме того, пулемет в значительной степени мешает радисту.
10. Расположение экипажа в башне неудобно, особенно для командира машины.
11. Температура внутри в походном положении поднимается максимально на 22 градуса выше температуры наружного воздуха на месте водителя и на 11 в башне. В боевом положении (с закрытыми люками) поднимается на 30 и 18 градусов соответственно.
12. Концентрация окиси углерода при стрельбе очень высокая, поэтому надо решать вопрос с соответствующими вентиляционными установками”.


   Пока заводское КБ работало над выводами комиссии выпуск бронемашин продолжался. За весь 1938 год Ижорский завод изготовил 489 машин при годовом плане 900. Причинами невыполнения плана как обычно стало отсутствие квалифицированных рабочих кадров и оборудования, несвоевременная подача комплектующих и т.д. Устранить проблемы производственного характера до войны не удалось, однако совместными усилиями КБС и КБМ ИЗ (разделенными весной 1939 года на три отдельных бюро), удалось провести серию улучшений, существенно повысивших боевую ценность бронеавтомобиля.

   Новая модификация, названная БА-10М, отличалась бензобаками новой конструкции ёмкостью 54,5 литра каждый, размещавшиеся в бронекожухах по бортам вдоль крыльев задних колёс, а бензопроводы были проложены под днищем машины в специальных бронированных планках. Конечно, ходовые качества от этого не улучшились, но зато удалось повысить живучесть бронемашины в боевых условиях, поскольку при пробитии топливных баков горючее выливалось наружу корпуса. Попутно БА-10М получил броневую защиту пулеметной установки в корпусе, новый поворотный механизм башни и ящик ЗИП для прицельного оборудования, изменили установку глушителя и ввели ещё несколько мелких улучшений, обеспечивавших экипажу более комфортную работу. Масса бронеавтомобиля при этом возросла до 5500 кг, хотя динамические качества остались на прежнем уровне. Надо отметить, что из-за дефицита радиооборудования далеко не все БА-10А и БА-10М получили радиостанции 71-ТК-1.

   С декабря 1939 года БА-10М пошел в серию, а выпуск БА-10А соответственно прекращался. За следующий год ИЗ собрал 410 "радийных” и 577 "линейных” машины новой модификации, перевыполнив план в 975 единиц. Одновременно завод вёл модернизацию уже собранных БА-10А, оснащая их новыми бензобаками.

   В первом полугодии 1941 года выпуск БА-10М шел по утвержденному плану, однако в июле производство бронемашин возросло. По мере приближения фронта сборку машин постепенно переводили на завод №189 в Ленинграде, а последний БА-10М Ижорский завод сдал 10 сентября. Так как кольцо блокады вокруг города к этому времени сомкнулось все бронемашины выпущенные заводом №189 поставлялись только для нужд Ленинградского фронта. За сентябрь в Ленинграде собрали 51 "линейный” БА-10М, а в октябре – 20 "линейных” и 7 "радийных”, после чего запас шасси ГАЗ-ААА закончился. Вместо них было принято решение устанавливать корпуса на шасси двухосных грузовиков ГАЗ-АА и ЗиС-5. Первые три из таких машин отправили в войска 23 октября, причем только одна из них была на шасси ЗиС. В ноябре завод выпустил ещё три двухосных БА-10М, после чего серийный выпуск средних бронеавтомобилей пришлось прекратить. Правда, летом-осенью 1942 года из частей разбитых БА-10 на заводе №189 было собрано ещё 6-9 машин, недостающие узлы и детали для которых изготовили заново. Кроме того, примерно в этот же период на заводе имени Войтовича в Москве несколько бронемашин (около 10 единиц) поставили на железнодорожный ход и использовали вплоть до самого конца войны в качестве бронедрезин. Общий выпуск БА-10 всех модификаций за 1938-1941 гг. составил 3392 экземпляра.

Халхин-Гол
   Бронеавтомобили БА-10А начали поступать на вооружение бронетанковых частей РККА зимой 1938 года. В первую очередь новые машины направляли на оснащение мотоброневых бригад (мббр), где они должны были заменить БА-3 и БА-6. Так получилось, что наиболее угрожающая обстановка складывалась на восточных границах СССР, в связи с чем большая часть машин отправилась в Монголию, где в составе 57-го Особого корпуса находились 7-я, 8-я и 9-я ммбр. Именно здесь БА-10А впервые были задействованы в боевых операциях.

   Вооруженный конфликт с Манчжурией начался 20 мая 1939 года с провокаций на монгольской границе, которые сразу же переросли в полномасштабные боевые действия. В тот же день группа из 35 средних бронемашин 9-й ммбр разбила вражеский кавалерийский отряд и преследовала до границы, уничтожив по пути штаб японо-маньчжурского кавполка. Потерь среди БА-10 не было, но в песчаном грунте застряли и были расстреляны артиллерией четыре БА-6.

   Спустя неделю, 28-29 мая 1939 года, все бронемашины шли в бой с цепями "Оверолл” на задних колесах, благодаря чему БА-10 могли маневрировать на песке, хотя это спасло часть машин от огня артиллерии. Как показали первые столкновения с японскими войсками броня БА-10А не пробивалась пулями из крупнокалиберных пулеметов, но её толщины было явно недостаточно для противостояния снарядам 37-мм пушек. В результате попадания в лобовую часть корпуса чаще всего поражался двигатель и передний мост, что приводило к потере хода. При обстреле с бортов попадания в район боевого отделения зачастую заканчивались для экипажа катастрофически. После пробития тонкой бортовой брони, прикрывавшей топливные баки, горящее топливо выливалось на голову командира и водителя, что практически лишало их шансов выбраться живыми из подожженного бронеавтомобиля.

   После первой недели боёв почти на месяц наступило затишье, во время которого обе стороны накапливали силы. Лишь 20-25 июня 234-й автобронебатальон 8-й ммбр, при поддержке стрелковых частей и артиллерии, провели удачную операцию по ликвидации небольшой японской группировки в районе Дебден-Сумэ. Атаковав военный городок, в котором находилось два батальона японцев, кавалерийский полк маньчжур и несколько батарей полевых и противотанковых пушек, экипажи бронеавтомобилей огнем своих орудий разгромили основные силы противника. Потери в ходе боя составили один БА-3 и два БА-10А, которые пришлось бросить, и ещё пять БА-10А получили различные повреждения.

   Последовавшая за этим серия боёв у горы Баин-Цаган привели к более крупным потерям. Утром 1 июля составу одного из батальонов 9-й ммбр (35 БА-6 и БА-10) поручили занять оборону на восточном берегу реки Халин-Гол, где ожидалось наступление японцев. Уже на следующую ночь состоялся бой с японской пехотой, во время которого противник активно использовал бутылки с зажигательной смесью и поджег три машины. Во избежание неоправданных потерь командир батальона приказал начать отход на 300 метров назад, где бронеавтомобили заняли запасные позиции и отбили атаку.

   Днём 3 июля оборона 9-й ммбр была проверена на прочность атакой 3-го и 4-го танковых полков, в составе которых имелось около 70 легких "Ха-Го” и средних Тип 89. На участке стрелково-пулеметного баталоьна 9-й ммбр удалось немного потеснить пехотные подразделения советских войск, но как только в дело вступили бронемашины ситуацию удалось немного выправить. После двухчасового боя бригада потеряла 6 из 12 БА-10, сумев подбить 9 японских танков. На соседнем участке, где оборонялся 149-й стрелковый полк усиленный ротой средних бронемашин и танков БТ-5, японцы потеряли ещё 10 танков, четыре из которых записали на свой счет экипажи БА-10.

   Разбирая результаты оборонительного сражения 3 июля были сделаны выводы, что при использовании бронеавтомобилей с закрытых позиций они являются хорошим противотанковым средством. По отчетам 45-мм бронебойная граната свободно пробивала броню японских танков, в то время как огонь из 37-мм и 57-мм танковых пушек оказался малоэффективным.

   Тем временем 7-я ммбр, 11-я танковая бригада и 24-й мотострелковый полк получили задачу контратаковать противника, пойдя в боя после 150-км марша. Не имея точных разведданных бронеавтомобили попали под губительный обстрел противотанковой артиллерии, потеряв большую половину из имеющихся 50 бронеавтомобилей. В результате крайне неграмотно проведенной атаки бригада безвозвратно потеряла 20 машин (сгорели или разрушены снарядами) и ещё 10 были подбиты. Погибло 57 членов экипажей.

   Тем не менее, наступательный порыв японцев был сломлен и через несколько дней советские войска сами перешли в наступление. Например, 6 июля шесть БА-10А из 7-й ммбр удачно поддержали атаку стрелково-пулеметного батальона, потеряв всего одну машину сгоревшей и три подбитыми. В бою 9 и 11 июля 247-й бронебатальон участвовал в атаке аэродрома и огневой поддержке пехотных частей, что привело к потере всего двух БА-10.

   На заключительной стадии боевых действий у реки Халхин-Гол (21-28 августа) средние бронемашины привлекались к преследованию отступавших войск противника. Например, 21 августа машины 9-й ммбр при поддержке 30 танков БТ-7 разгромили японский склад ГСМ, после чего была организована засада, в которую попал шедший без боевого охранения японо-баргудский кавалерийский полк.
За время конфликта с 25 мая по 16 сентября 1939 года безвозвратные потери составили 41 БА-10А. Среди оставшихся машин 68 требовали текущего ремонта, 35 – среднего и 75 – капитального.

"Освободительный поход” на Запад
   В ходе "освободительного похода” в Западную Белоруссию и Украину, состоявшегося 17 сентября – 1 октября 1939 года, бронемашины БА-10 провели несколько боёв не только с польскими, но и немецкими войсками. Первый из них произошел 18 сентября, когда разведбат 5-й тбр 25-го танкового корпуса (15 БТ-7 и 13 БА-10) у местечка Домбров вышел на колонну польских войск, в составе которой имелся один танк 7ТР. Командир батальона предложил полякам сдаться, но после получения отказа атаковал противника. Танки ударили с флангов, в то время как бронемашины пошли по дороге. Исход боя оказался для поляков плачевным: было убито до 300 солдат и офицеров, 500 сдались в плен, а единственный 7ТР погиб в бою с двумя БА-10. Далее, утром 19 сентября, в районе Львова подразделения 24-й легкотанковой бригады оказались зажатыми между немецкими и польскими войсками, и были вынуждены отбиваться "на два фронта”. После боя советская сторона недосчиталась двух БА-10А и одного БТ-7, в то время как немцы потеряли три 37-мм ПТО и 12 человек убитыми. О потерях с польской стороны ничего не сообщается.

   Днем того же дня у н\п Вербы разведгруппа из двух БТ-7 и трех БА-10 отбила атаку польской пехотой и кавалерии, уничтожив до 50 солдат. При продвижении к Владимир-Волынскому 20 сентября на мине подорвался один из двух разведывательных БА-10, но экипаж при этом не пострадал.

   Более ожесточенно проходили бои под Гродно, где находилась достаточно крупная группировка польских войск. В течении 19-23 сентября основные силы противника удалось ликвидировать, но при этом 20-я мотострелковая бригада потеряла два БА-10А, один из которых был сожжен бутылкой с горючей смесью, а второй был подбит артиллерией, но позже отремонтирован.
В дальнейшем БА-10 действовали только в разведывательных целях, потеряв к концу кампании всего 10 машин.

Зимняя война
   Не прошло и двух месяцев, как на севере разгорелась новая война. 30 ноября 1939 года советские войска перешли финскую границу, положив начало Зимней войне, длившейся три с половиной месяца. К этому времени бронеавтомобили БА-10А количественно потеснили своих старших "собратьев”, хотя в разведывательных батальонах стрелковых подразделений сохранялись не только БА-3\БА-6, но и более старые БА-27М и БАИ-М, недавно прошедшие модернизацию. Кроме того, с декабря началось формирование двух легких моторизованных дивизий, которых имелось по одному полку легких танков Т-26 и автоброневой эскадрон из 11 пушечных бронеавтомобилей. Общее количество бронемашин среднего типа на тот момент составляло 430 единиц.

   Специфические условия, в которых предстояло действовать БА-10, не позволяли использовать их масштабно, поэтому боёв, подобных монгольским, в Финляндии не было. Большую часть времени бронемашины вели разведку, сопровождали автоколонны и охраняли различные объекты. В частности, на Северо-Западном фронте число средних бронемашин было небольшим и входили они в состав следующих боевых частей:
6-й отдельный разведбат (орб) 5-й стрелковой дивизии (сд) – в боях с 10 января 1940 г., на вооружении 10 БА-10А, боевых потерь среди техники не имел, но по техническим причинам потерял 3 машины;
62-й орб 52-й сд – в боях с 30 ноября 1939 г., имел на вооружении 7 БА-10А и 3 БА-3М;
69-й орб 100-й сд – участвовал в боях на заключительном этапе войны с февраля 1940 г., имел на вооружении 9 БА-10 и 2 БА-3М;
100-й орб 80-й сд – на фронте с 9 января 1940 г., имел на вооружении 10 БА-10А;
114-й орб 84-й мсд – прибыл на фронт 30 января 1940 г., в составе батальона числилось 16 БТ-5, 4 БА-10 и по одному Д-8 и БТ-7;
175-й орб 150-й сд – на фронте с 30 ноября 1939 г., имел на вооружении 10 БА-10А.

   Как видно, боевых потерь выше указанные подразделения не понесли, однако совсем иначе развивались дела на Карельском фронте, где на петрозаводском направлении наступала 8-я армии. Из 71 бронемашины к началу наступления здесь имелось 37 БА-10. Помимо этого, в декабре в составе 34-й тбр прибыло ещё 25 машин этого типа, а в январе следующего года на фронт прибыл 153-й орб с ещё десятью БА-10А.

   После разгрома 34-й тбр и двух стрелковых дивизий на 2 марта 1940 года в составе 8-й армии осталось всего 39 БА-10, причем из почти 30 потерянных машин 15 пришлось бросить на финской территории. На северном направлении обстановка была намного спокойнее и БА-10 здесь потерь не имели вообще. В составе действовавшей здесь 14-й армии имелось всего три отдельных бронебатальона, но только 65-й орб 52-й сд был оснащен десятью БА-3М и БА-10А. Остальные бронетехникой не располагали.

   При формировании весной-летом 1940 года механизированных корпусов (мк) нового образца каждый из них по штат должен был иметь 135 средних бронеавтомобилей БА-10 и 106 легких БА-20. Эти машины были распределены между батальонами связи корпуса и полков, полковыми разведбатами и танковыми полками. Количество БА-10 в них колебалось от 5 до 12. Кроме того, 57 средних бронеавтомобилей продолжало оставаться в 9-й ммбр, расквартированной в Монголии (остальные мотобронебригады были расформированы).

   К началу войны с Германией БА-10 являлся основным типом бронеавтомобиля РККА, по общему количеству заметно превосходя машины других типов. Так, по данным от 1 декабря 1940 года на балансе армии числилось 1456 "линейных” и 684 "радийных” БА-10, а на 1 июня 1941 года численность всех пушечных бронемашин оценивалась в 3345 единиц.

Ленинградский фронт
   Таким образом, в течении первых трёх месяцев войны на центральном участке советско-германского фронта количество БА-10 сильно сократилось. С осени 1941 года средние бронемашины распределялись между стрелковыми и танковыми бригадами, большей частью используясь для боевого охранения и патрульной службы. В боях под Москвой в составе 5-й армии насчитывалось 23 БА-10, а к 1 января 1942 года силами ремонтных мастерских удалось вернуть в строй ещё 8 машин. В итоге на 1 апреля 1942 года армия располагала из 60 бронемашин всех типов 13 БА-10. Больше того, острая нехватка в танках порой приводила к парадоксальным ситуациям – на 4 декабря 1941 года весь Северо-Западный фронт располагал всего 27 танками, 22 БА-10 и 28 БА-20 – то есть, средние бронеавтомобили составляли почти половину пушечных боевых машин.

   В течении 1942 года число БА-10 постепенно уменьшалось. Летом БА-10 имелись в составе 16-го тк Брянского фронта (12 единиц), 10-й мсб (18), в роте охраны штаба (1) и 18-м тк Юго-Западного фронта (около 20), а также разведбатах других фронтов.

   В июле-августе 1943 года 12 бронемашин 38-го бронебатальона 5-й гвардейской танковой армии участвовали в боях под Харьковом и на Белгородском направлении. Ещё 8 БА-10 числились в составе подразделений Воронежского фронта, которые участвовали в Курской битве.

   К концу войны БА-10 сохранились только в ротах охраны и связи. Возможно, последние из них использовались в частях 2-го Белорусского фронта, где на 14 апреля 1945 года имелось 17 пушечных бронемашин, в том числе 14 БА-10М и 3 БА-3М.

   Совсем иначе выглядела обстановка на Ленинградском фронте, бронетанковые подразделения которого имели возможность получать технику прямо с заводов-изготовителей. Так, с августа по декабрь 1941 года здесь было сосредоточено наибольшее количество тяжелых танков КВ-1 и бронемашин БА-10, выпускаемых Ижорским заводом и заводом №189.

   К этому времени стало окончательно ясно, что использовать БА-10 в качестве машины непосредственной поддержки пехоты, а уж тем более посылать в атаку только бронеавтомобили (что нередко практиковалось в июне-июле 1941 года), будет крайне неразумно. Логическим выводом стала отправка бронемашин в охранные и разведывательные подразделения, которые количественно временами превосходили танковые бригады. К примеру, образованная в сентябре 1941 года, 124-я тбр получила 46 танков КВ-1 и 26 БА-10. Всего же в составе 42-й армии на 15 сентября числилось 65 танков, 30 БА-10 и 1 БА-27М, не считая машин находившихся в ремонте.
Относительно большое количество бронеавтомобилей позволило сделать вывод, что фронт может позволить себе иметь целые подразделения, вооруженные только средними бронемашинами типа БА-10. С декабря 1941 года на Ленинградском фронте приступили к формированию в составе танковых бригад отдельных разведывательных рот по 16-21 БА-10 в каждой. Поскольку новая техника прибывала с большим запозданием некоторые части по-прежнему использовали в качестве основной ударной силы бронеавтомобили. В качестве примера можно привести 61-ю тбр, в которой на 27 июля 1942 года имелось 63 легких танка Т-60, один Т-26 (они были распределены между двумя батальонами), а также 16 БА-20 и 23 БА-10 в разведбате.

   Кроме того, в январе 1942 года было начато формирование отдельных автобронебатальонов (оабб), на вооружение которых поступали в основном БА-10. Первое такое подразделение было создано к февралю – основой для этого послужила материальная часть 123-й танковой бригады и 12-го запасного танкового полка. К 8 мая 1942 года, когда 1-й оабб был передан в распоряжение 389-й стрелковой дивизии действовавшей в районе Ладожского озера, в его составе находилось 22 БА-10 и 1 БА-6.

   В это же время из 10 бронемашин, изъятых из стрелковых подразделений, и роты из пяти танков БТ-2 был сформирован 3-й оабб. Чуть позже, 1 июня 1942 года, началось формирование 2-го оабб, в состав которого вошли 10 БА-10, один БА-11 и один импровизированный бронеавтомобиль на шасси ЗиС-6.

   Вплоть до начала 1943 года автобронебатальоны в боях не использовались, выполняя роль подвижного резерва. Лишь 4 февраля экипажи 2-го оабб, переданных для усиления 63-й гв.сд получили задачу очистить от противника н\п Красный Бор. В ходе боёв 11-12 февраля боевое задание было выполнено, однако батальон безвозвратно потерял 5 машин (сгорели) и ещй 2 получили тяжелые повреждения, но были восстановлены.

   Спустя пять дней 2-й оабб перебросили к н\п Саблино, где бронемашинам предстояло овладеть населенным пунктом, перерезать Минскую ж\д и удерживать позиции до подхода подкреплений. Утром 19 февраля батальон предпринял попытку овладеть Саблино, но потеряв от сильного артиллерийского огня три машины был вынужден отойти и затем был отправлен в тыл на доукомплектование. До конца марта БА-10 2-го оабб использовались только для связи, а затем его отправили в Большую Шмиловку, где он оставался до начала следующего года.

   В ходе нового советского наступления, начатого под Ленинградом зимой 1944 года, бронемашины были снова введены в бой. Уже 26 января машины 2-го оабб участвовали в боях за Ново-Лисино, в ходе которых удалось не только овладеть городом, но и продолжить наступление, заняв поселок Логи и удерживать его в течении 4-х часов, пока не подошли стрелковые части. На этот раз потери оказались менее чувствительными – батальон лишился трех БА-10 сгоревшими и один бронеавтомобиль был подбит.

   На следующий день 1-й оабб участвовал в боях в районе поселка Зайцево – здесь батальон также потерял 4 машины, но смог уничтожить один немецкий танк и много солдат противника.
2 февраля 1944 года 2-й оабб передали в распоряжение 220-й танковой бригады, наступавшей в направлении Гдов-Псков, попутно получив в качестве пополнения две бронемашины. Батальон использовался не только для решения текущих боевых задач, но и участвовал в разведке ледовых путей по Псковскому озеру. В прямые в столкновения с противником бронеавтомобили в этот период не вступали и боевых потерь не имели.

   Свой последний бой 1-й оабб принял 3 апреля 1944 года в районе н\п Явново и Павлово. В результате ночного боя 18 бронемашинам и пехоте удалось занять оба поселка и удерживать их в течении нескольких часов до подхода подкреплений, разгромив при этом до двух батальонов пехоты с несколькими противотанковыми орудиями. Утром того же дня батальон оставшимися силами предпринял атаку на немецкие позиции, но попав под фронтальный и фланговый обстрел из ПТО потерял остальные машины. Уцелеть удалось только трем БА-10, которые не принимали непосредственного участия в атаке и курсировали по дороге между Явново и Павлово, поддерживая огнем наступающую пехоту. После этого 1-й оабб вывели во второй эшелон и больше он в боях не участвовал.

   Что касается 2-го оабб, то на протяжении 1942-1944 гг. его машины использовались только для разведки и патрулирования дорог. Боевых потерь батальон не имел, если не считать одного БА-10, подбитого 22 января 1944 года по ошибке своей же артиллерией в районе деревни Мухановка. Бронеавтомобиль сгорел, погиб весь экипаж. На 1 января 1945 года во 2-м оабб все ещё находилось 10 БА-10, по одному БА-11, М3А1 "Scout”, а также одна "бронемашина с рацией 5АК” (вероятно, импровизированный штабной бронеавтомобиль).

   Оба батальона весной 1946 года были расформированы, а их машины сначала передали на склады, а затем разбронировали.

   Бронеавтомобили на двухосном шасси, по всей видимости, в боях с немцами не участвовали. Например, машины №950 (на шасси ГАЗ-АА) и №3001 (опытная, на шасси ЗиС-5) в конце октября 1941 года передали батальону ижорских рабочих и действовали на тыловых коммуникациях. По состоянию на 1 июня 1944 года в резерве командующего Ленинградским фронтом оставалось два БА-10 ЗиС-5, а осенью того же года один из БА-10 ГАЗ-АА находился в распоряжении 1-го Белорусского фронта и использовался для вспомогательных целей.

В чужих руках
   Первыми на вооружение трофейные БА-10А приняла финская армия, захватившая 15 бронемашин при разгроме 8-й и 9-й армий в Карелии. 10 из них восстановили, а летом 1941 года к ним прибавили ещё пару десятков БА-10А и БА-10М. На 1 июля 1943 года финны эксплуатировали 24 бронеавтомобиля этого типа, в основном на тыловых коммуникациях. Благодаря этому боевых потерь почти не было, а восемь БА-10 продолжали свою службу вплоть до 1957 года. В процессе эксплуатации изношенные двигатели ГАЗ-А заменялись на американские Ford V-8 мощностью 95 л.с., также устанавливались крылья новой конструкции, ящики ЗИП, колеса и т.д.

   Один из БА-10 в годы войны переделали в самоходную лебедку – с него срезали часть корпуса и установили соответствующее оборудование. Под обозначением BA-10N эта машина эксплуатировалась до 1980 г.

   В 1942 году представители Швеции, зная о богатых трофеях, полученных финской армией на начальном этапе Континентальной войны, начали переговоры о закупке нескольких советских бронемашин. Первоначально шведы планировали получить полноценные БА-10, но из-за сложной обстановки на фронте им были предоставлены только бронекорпуса и башни, снятые с разбитых советских машин. За каждый корпус заплатили по 5000 крон, после чего их установили на шасси трехосного Ford и присвоили обозначение Pansarbil m/31 F и тактические номера с 952 по 954. Соответственно были внесены конструктивные изменения. Вместо советской 45-мм пушки 20К и пулемета ДТ (для которых просто не нашлось боеприпасов) установили шведскую Bofors калибра 20-мм, а также перископ от легкого танка Strv m/41.

   Как и следовало ожидать, наибольшее количество БА-10 попало в руки немецкой армии. По самым приблизительным подсчетам в хорошем техническом состоянии, но без топлива, боеприпасов или вооружения, вермахту досталось не менее 100 бронемашин. Не дожидаясь официального принятия на вооружение некоторые из них сразу шли в бой против своих бывших владельцев. Впрочем, с осени 1941 года основная масса БА-10, получивших как и все советские средние бронеавтомобили обозначение Panzerspahwagen BA 203(r), применялась в тылу для поддержания порядка на оккупированных территориях. Никаких существенных доработок в конструкцию машины при этом не вносилось. Правда, силами полевой ремонтной бригады один из БА-10 получил башню с подбитого лёгкого танка Pz.II.

   Часть бронемашин также была передана подразделениям SS, в частности в знаменитую дивизию "Prinz Eugen”. По различным данным официально вермахт эксплуатировал около 70 бронемашин этого типа, причем в полицейских подразделениях их имелось всего 9 единиц (по всей видимости эти данные занижены).

   Бронеавтомобили БА-10 служили и в Освободительных армиях, созданных на Восточном фронте под немецким контролем. Есть данные, что к концу 1942 года РОНА под командованием Б.В.Каминского имела в своём распоряжении один КВ-1, два Т-34, три БТ-7, два БТ-5, две танкетки (это могли быть Т-27 или тягачи Т-20), два бронеавтомобиля БА-20 и средний БА-10. К сожалению, подробностей о боевом применении этой бронетехники пока найти не удалось, но единственная средняя бронемашина была потеряна в 1944 году на территории Белоруссии (по другим данным – в Восточной Польше). По меньшей мере один БА-10 находился в распоряжении РОА генерала Власова – эта машина закончила свою боевую карьеру в Праге в мае 1945 года.

Тактико-технические характеристики БА-10:
Классификация: средний бронеавтомобиль
Боевая масса, т: 4,6
Экипаж, чел.: 4
Размеры
Длина корпуса, мм: 4940
Ширина корпуса, мм: 2400
Высота, мм: 2340
Бронирование
Тип брони: катаная, 6 мм
Вооружение
Пулемёт: 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя: 4-цилиндровый карбюраторный
Мощность двигателя, л. с.: 50
Скорость по шоссе, км/ч: 37
Запас хода по шоссе, км: 253
Удельная мощность, л. с./т: 10,9
Тип подвески: полугусеничная
Преодолеваемый подъём, град.: 32°



Категория: Колёсная и гусеничная техника | Добавил: Weapons-of-War (20.01.2010)
Просмотров: 8061 | Комментарии: 1 | Теги: ба, 45мм, Советский, средний, БА-10, бронеавтомобиль | Рейтинг: 4.0/1 |
| |
Всего комментариев: 1
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
Электронная Книга Памяти Украины Cкачать бесплатно книги, журналы, документальные фильмы о ВМФ война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
mk (35)
37мм (32)
1945 (29)
9мм (29)
pistole (28)
20мм (25)
Т-34 (23)
PaK (19)
Carro (18)
ил-2 (18)
45мм (16)
Armato (16)
Pzkpfw (16)
як-3 (16)
m3 (14)
Як (14)
СУ (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
ЯК3 (10)
ИС (9)
M1 (8)
Pz (8)
ил 2 (8)
май (8)
30мм (7)
Panzer (7)
M2 (6)
PzB (6)
Steyr (6)
ил (6)
PzB-39 (5)
StuG (5)
ИС-2 (5)
ИСУ (5)
т34 (5)
1910 (4)
23мм (4)
Berlin (4)
Gewehr (4)
III (4)
M11/39 (4)
mas (4)
Mk.IV (4)
mp (4)
P-35 (4)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2024